Свою историю детский сад в с. Омолон ведет с 1956 г, XX века. В этот период происходил процесс укрупнения поселка, часть коренных жителей перешло на оседлый образ жизни. Руководство совхоза «Омолон» Дальстроя приняло решение выделить два небольших дома, в которых ранее проживало начальство геологической экспедиции, на окраине села для деткомбината (детское воспитательное учреждение, объединяющее в себе детские ясли и детский сад). В то время родители находились в декретном отпуске по уходу за новорожденными 2 месяца, а после отдавали детей в деткомбинат, и приступали к трудовой деятельности. В процессе работы им разрешалось навещать детей, матери не должны были опаздывать к кормлению грудных детей. Но мамы имели право после декретного отпуска пользоваться длительным отпуском без сохранения заработной платы, сохраняя при этом ранее занимаемую должность и стаж работы. В грудной группе (т.е. раннего возраста) работала медсестра и няня.
В 1965 году в связи с вспышкой брюшного тифа и дизентерии по приказу руководства страны с тундры стали массово вывозить младенцев и детей дошкольного возраста. Большинство из них на длительное время разлучили с семьей. Через пять лет, в 1970 г. детей оленеводов вернули родителям. С 1965 года была введена практика круглосуточного пребывания детей в яслях, детском саду. Получалось что-то вроде детского дома при родителях, которые живут недалеко от поселка в стойбищах. Это привело в будущем к серьезным последствиям: разрыву связей родителей с детьми, утрате родительской ответственности, ухудшению морального климата в семье, утрате роли родного языка. (Из воспоминаний Кутынкевой Надежды Михайловны: «В 1965 году нас двухгодовалых, меня и сестру Веру с братом Иваном, привезли на вертолете в село, мы ни слова не понимали по — русски. Брата вскоре увезли на лечение в Оротукан. Мама с отцом очень переживали, страдали, отец много раз пытался забрать нас с поселка, но его каждый раз стыдили: «Ты же коммунист! Зачем забирать детей, езжай обратно в тундру». Каждую весну отец отправлял маму на упряжке в село и встречал ее с пустой детской нартой (кэрой), после он долго сидел на улице, глубоко вздыхал, возмущенно повторяя по чукотски: «Хотя бы маленьких отдали». И только в июле 1970 г перед первым классом нас отправили к родителям. Как сейчас помню, мы испытали шок, увидев странное жилище, в котором нет привычных кроваток. Мы испуганные стояли за ярангой, не узнавая родителей, которые что-то ласково говорили на незнакомом языке. Вечером мы отказывались ложиться спать, плакали, требуя от мамы белое постельное белье. Его нашли у Щуки Марии, русского метеоролога. В первые дни маленькая трехлетняя сестренка переводила с чукотского языка и жестами показывала, что хочет от нас мама – принести воды, занести хворост для костра. Мама нас родных детей еле к себе повернула. Мы почувствовали заботу и любовь, что мы самые желанные дети на свете. Мама была благодарна и счастлива, что может обнять своих детей и поцеловать их. А брата привезли в тундру уже двенадцатилетним ребенком, совершенно позабывшего чукотский язык, родителей и свой дом»
С 1947 года на Севере для детей оленеводов вводится подготовительный, нулевой класс. Из воспоминаний Дьячковой Марины Николаевны: «В 1976 г мне и моему брату, впервые оказавшись в детском саду было очень тяжело, я постоянно плакала, не понимая ничего по-русски. Комфортно себя чувствовали и радовались, когда приходил учитель эвенского языка — Щербаков Григорий Васильевич, он успокаивал нас, разговаривал с нами на родном языке» Такая практика подготовки детей оленеводов к школе осталась и в наши дни (дети 5-6-летки находятся в круглосуточной подготовительной группе).
В 1960 годы нормативно — правовая база, установленная в отношении детей из числа коренных народов, относится больше к сфере социальной защиты и не касается целей и содержания воспитания. Население росло, и в 1967 году был построено типовое здание детского сада на 50 мест на живописном берегу протока Банной. Но фактически количество детей в саду доходило до 78 детей, а в группах по 25-28 детей. Число детей, проживающих в тундре, и не охваченных детским садом составляло 70 человек. В 1972 году сделали пристройки к зданию детского сада Нэнэнэк′ай 4 спальные комнаты — общей площадью 100кв.м с целью расширения помещения для контингента детей – 75 человек. В связи с возросшим количеством населением села и неспособностью принять всех желающих в единственный детский сад, был построен второй небольшой сад, рассчитанный на 2 группы. И все равно в последующее десятилетие детсады не могли принять всех желающих, существовали большие очереди, т.к. численность населения поселка составляла около 3000 человек. В эти годы содержание и воспитание детей основывалось на идеях авторитарной педагогики. (Выдержки из отчета зав. Детским садом с-за «Омолон» Симовоньян Н.П.по вопросу подготовки детей к школе за 1969-1970 г: «Занятия по физкультуре в детском саду проводились во второй половине дня 2 раза в неделю. Пособия для физзанятий были все: спортивные формы и тапочки были на каждого из детей. Программу по развитию основных движений дети усвоили. Не научили детей кататься на коньках, хотя был отличный каток (не было коньков). Вопросом умственного развития в основном внимание уделялось на уроках нулевого класса в школе. Почти отсутствовали утренние прогулки, т.к. занятия длились по 45 минут. Занятия по обучению детей родному языку проводились в школе по программе».) В детском саду создавались все условия для полноценного развития и воспитания детей.
В различное время в детском саду с. Омолон трудились замечательные педагоги, медицинские работники, няни, преданные своему делу, которых с благодарностью вспоминают жители села. Это Щербакова Вера Андреевна, Кузьмина Любовь Александровна, Симовоньян Надежда Павловна, Ведерникова Валентина Ивановна, Гонтарь Лидия Георгиевна, Крутова Зоя Ефимовна, Смоленцева Нина Никитична, Бубыренко Елена Георгиевна, Азолина Маргарита Матвеевна, Китавина Лидия Петровна, Мекерова Нина Абдуловна, Воропанова Валентина Федоровна, Нечаева Галина Филипповна, Бузо Раиса Петровна, Заболотина Галина Ивановна, Кучерова Надежда Ивановна, Епифанова Зоя Васильевна, Старенко Людмила Ивановна, Пасечник Надежда Ивановна, Малеева Ирина Алексеевна, Бекназарова Лина Ильинична, Никитина Евгения Ильинична.
С 2000 года детский сад является структурным подразделением образовательного центра МБОУ «ШИ с. Омолон».
В 2013 году детский сад переехал в новое комфортабельное здание – комплекс, куда вошли школа, детский сад, интернат. В здании детского сада общеобразовательной организации МБОУ «ШИ с. Омолон» создаются все условия для детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Предметно-пространственная среда ДОО представлена: методический кабинет, музыкальный зал , четыре спальни, четыре групповые комнаты, тренажерный зал со спортивным оборудованием. В каждой группе есть телевизор и плеер, в 2 младших группах установлены «сухие бассейны», на территории детского сада современная детская площадка. Состояние материально-технической базы детского сада соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. В дошкольном подразделении детей приобщают к народным традициям в форме детских национальных праздников, образовательная деятельность направлена на изучение истории своего края, уважение к национальной культуре, развитие толерантности, изучение эвенского и чукотского языков.
В настоящее время образовательный комплекс возглавляет директор Страузова Светлана Анатольевна.
Август 2016г. Дьячкова В.А., заведующая музеем.