Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения – задача педагогов – наставников.
21 мая 2021 года в МБОУ «ШИ с.Омолон» проведено торжественное мероприятие по завершению программы наставничества 2020-2021 учебного года, на которое были приглашены все участники программы, их родные, представители организаций-партнеров, администрации сельского поселения Омолон.
По итогам года грамотами образовательного учреждения были награждены лучшие наставники Андросова М.Н., Куулар А.М.
__________
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.
Главные цели нацпроекта:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника надо понимать, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
РАЕЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА | |
Приказы | Приказ «О реализации целевой модели наставничества» |
Положения | Положение о наставничестве в МБОУ «ШИ с. Омолон»
План мероприятий по реализации целевой модели наставничества |
Информирование о реализации программы наставничества | ![]() |
Совет наставников | Выписка из протокола №2 заседания педагогического совета |
Оценка участников — наставляемых | Результат оценки участников — наставляемых по форме «Ученик — ученик»
Результат оценки участников — наставляемых по форме «Учитель — ученик» Результат оценки участников — наставляемых по форме «Учитель — учитель» |
Оценка участников — наставников | Результат оценки участников — наставников по форме «Ученик — ученик»
Результат оценки участников — наставников по форме «Учитель — ученик» Результат оценки участников — наставников по форме «Учитель — учитель» |
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ | |
![]() ![]() Куулар А. М. |
Процесс реализации программы наставничества достаточно сложен. Он требует документально-правового, методологического обоснования и технологического обеспечения. Наставничество — это один из способов образования личности, передача знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление взрослеющему человеку помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации, в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения.
Наставничество подразумевает добровольное участие в жизни другого на условиях конструктивных взаимоотношений и продуктивного партнерства и характеризуется тем, что между участниками наставничества устанавливаются более тесные и доверительные связи. Директор МБОУ «ШИ с. Омолон» Петрова С.Г. и куратор наставничества в школе Андросова М.Н. обсудили проблемы наставнической деятельности, возникающие в процессе работы. К основным проблемам были отнесены:
— формальный подход,
— размытые задачи, связанные с профессиональной подготовкой подопечных;
— спад энтузиазма, отсутствие интереса;
— неподготовленность самих наставников.
Наставничество — это дорога с двусторонним движением. Для того чтобы общение наставника и наставляемого было успешным, в отношениях должны присутствовать взаимное уважение, доверие и желание работать вместе. Наставникам следует общаться с подопечными сквозь призму доброжелательного отношения. Взаимодействие в этом случае станет более продуктивным.